Основные метрики SaaS сервиса

Я уже писал про то, как настроить событийную аналитику в SaaS-сервисе. Сейчас речь пойдет об основных метриках, которые с помощью событийной аналитики Вы сможете измерять в своем сервисе.

Все расчеты, выполняемые на основе эти показателей называются юнит-экономикой.

 

Основные показатели и как их посчитать

Основная формула юнит-экономики

Основные показатели любого интернет-сервиса — это CPA (Cost Per Acqusition, Стоимость привлечения) и ARPU (прибыль на 1-го привлеченного Average Revenue Per User). Исходя из этого, базовая формула прибыли:

CPA < ARPU

В реальности лучше, чтобы было так

3*CPA < ARPU

Так как зачастую в структуре издержек, которую учитывают при расчете ARPU нет постоянных издержек (которые не коррелируют с изменением количества клиентов).

К примеру, если стоимость регистрации (CPA) в Вашем сервисе составляет 100 рублей (именно регистрация, а не переход на сайт), а один пользователь Вам приносит 350 рублей прибыли (не доход, а именно прибыль = доход — расход на прямые расходы), то у Вас, вероятнее всего, все хорошо, но если пользователь приносит 50 рублей, то точно у Вас есть проблемы.

CPA (Cost Per Acqusition, Стоимость привлечения)

Стоимость привлечения — это деньги, потраченные на привлечение клиента. В цену привлечения необходимо считать в разрезе по каналам трафика, я уже писал про юнит-экономику и каналы трафика.

Примеры расчетов затрат стоимость привлечения:

  • яндекс.директ, гугл.адвордс  и другие платные источники, тут можно взять стоимость перехода и разделить на конверсию в регистрацию в Вашем сервисе, желательно еще добавить 5-10% за настройку и поддержание этой рекламной кампании;
  • SEO-трафик (из поисковиков) многие считают бесплатным (CPA=0), но, на самом деле это не так, посчитайте ежемесячные расходы на сайт (контенщик, маркетолог, технарь и тд) и разделите на количество регистраций за месяц;
  • активные продажи тоже не сложный вариант, посчитайте зарплату менеджера (можно скорректировать с % времени, когда он занимается именно активными продажами) и разделите на количество клиентов которых он зарегистрировал;

Конечно, по разным каналам конверсия в оплату будет разной (с активных продаж обычно конверсия в оплату выше раза в 2-3 чем в среднем).

ARPU (прибыль на 1-го привлеченного Average Revenue Per User)

Прибыль = доходы — прямые расходы, за все время жизни клиента.

Если, например, Вы оказывайте услуги IP-телефонии и продаете минуты, то для расчета издержек Вы используйте себестоимость минуты у Вашего поставщика.

Очень часто используют разные вариации: ARPU30 — прибыль за первые 30 дней, ARPU90 — прибыль за первые 90 дней и тд.

В наших проектах мы используем эмпирическую формулу

CPA < ARPU30

Формула используется для каждого канала, если она работает для канала — то это однозначно хороший канал трафика (как Вы понимаете средний срок жизни платящего клиента в наших проектах гораздо выше 30 дней).

Другие метрики

ARPPU – прибыль на 1-го платящего, Average Revenue Per Paying User, из этого показателя выводиться ARPU, путем умножения на процент платящих пользователей.

COGS — издержки на каждой продаже, Cost of Goods Sold, позволяют рассчитывать ARPPU и ARPU как ПРИБЫЛЬ, а не как ДОХОД.

Retention — процент тех, кто воспользоватлся Вашим сервисом через какой-то промежуток времени, например ретеншен третьего дня, ретеншен второй недели и так далее.

ROI — рентабельность на инвестиции, считается как отношение (ARPU-CPA)/CPA, если ROI<0, то Ваш сервис (или канал трафика) не окупается. Если ROI > 200%, то у Вас все хорошо.

Есть большое количество нефинансовых метрик, о которых нужно помнить, как яркий пример — конверсия в первое действие (активация пользователей), у меня уже была статья о повышении процента активации пользователей.

Пример таблицы в которой собраны основные показатели:

Подобную таблицу Вы легко сможете составить в екселе. Про то, как автоматизировать расчет этих показателей в Вашем сервисе Вы можете прочитать в статье про юнит-экономику.

Цели измерения метрик в SaaS-сервисе

Для того, чтобы определиться какие метрики нам нужно собирать, необходимо определиться с целью, глобально, существуют 2 типа цели:

  • максимизация прибыли;
  • продажа бизнеса.

В любом случае необходимо собирать базовые метрики: стоимость привлечения пользователя и прибыль с пользователя.

Но в случае максимизации прибыли нам стоит больше внимания уделить метрикам, связанным с возвратом пользователей, со средним чеком и тд. В случае подготовки к продаже нам надо собрать максимум пользователей за короткий срок, поэтому надо сделать упор на метрики связанные с привлечением (цена привлечения по каналу трафика), виральностью (в частности эффективность реферальной программы) и тд.

Выводы

В реальной работе используется гораздо большее количество показателей, но про основные мы рассказали. В случае работы формулы 3*CPA < ARPU Вам просто надо искать масштабируемые каналы трафика в которых эта формула работает и вкладывать в них деньги.